Какие задачи предстояло решить
Как мы автоматизировали рекрутинг
Как работает наша автоматизация рекрутинга
— Собираем отклики на вакансию
— Отправляем шаблонное письмо
— Тестируем кандидата
— Проводим собеседования
С чем мы сталкивались до внедрения автоматизации рекрутинга
Что происходит в других компаниях
Крутые специалисты — главный ресурс компании. Но какой ценой они достаются (особенно если в штате не менее сотни сотрудников)? Когда мы столкнулись с проблемой кадров и не нашли на рынке подходящих решений, разработали собственный подход к автоматизации рекрутинга. Теперь наш HR быстрее находит крутых кандидатов.
Поначалу мы тратили много времени и впустую сливали деньги на работу с «не теми специалистами». Не сразу поняли, что рекрутинг критически важен для развития бизнеса. Хороший сотрудник знает свою работу. Он не создает видимость бурной деятельности, а реально решает задачи. Просто берется за дело и доводит его до конца.
Если нанимать посредственных специалистов, посредственными становятся результат работы и компания в целом. Бизнес теряет огромный потенциал.
Да, искать крутых спецов сложно, особенно последние 2 года. На это наш HR убивал львиную долю своего рабочего времени. Поэтому мы автоматизировали процесс.
Перед рекрутером встает много операционных задач. Они повторяются при найме любого кандидата на любую позицию:
Хуже всего то, что большое влияние на результат оказывает «человеческий фактор». Примеров много: рекрутер что-то забыл, не занес данные в базу, не позвонил вовремя соискателю, отправил письмо не на ту почту и т.д. Мы ищем сотрудника, как старатель золото на рудниках, а когда находим, можем по глупости его потерять. Это недопустимо.
В интернете есть много сервисов, которые автоматизируют работу HR-отдела. Для себя мы увидели в них несколько минусов:
Все способы автоматизации в нашем бизнесе очень простые. При помощи Zapier мы объединяем в единую экосистему сервисы, которыми пользуемся ежедневно:
У такой автоматизации нет собственного интерфейса. Сотрудники продолжают работать в привычных программах. При этом информация хранится в единой базе и ничего не теряется. В зависимости от прописанного процесса автоматически запускается нужное действие:
Проекты мы ведем в Jira, поэтому каждое действие отражается на канбан-досках. Но с тем же успехом мы могли реализовать этот процесс на Trello, Bitrix, любой другой CRM или просто в Google Документах. Считаем, здесь главное не инструменты, а подход к делу.
Мы видим, как HR-сотрудники различных компаний проводят всех соискателей от начала до конца по одному и тому же сценарию. Рекрутер собеседует каждого кандидата. Он задает уйму вопросов, которые часто никак не помогают в подборе кадров — не профилируют человека. В какой-то момент HR устает (или подходят дедлайны). На работу берут посредственного сотрудника (лучшего из худших), мучаются с ним, а через 2-3 месяца увольняют и тратят время на поиски нового человека.
Для себя мы разработали HR-воронку. Каждый этап отсеивает людей, которые нам не подходят. Из десятков откликов до собеседования доходят единицы. Рекрутер не тратит время впустую — из лучших кандидатов отбирает самых крутых.
Наша система автоматизации работает с любой площадкой вакансий. Условие лишь одно — при отклике кандидата на почту присылают уведомление. Такое письмо отправляют все ресурсы из тех, что мы знаем. Поэтому мы не ограничиваемся поиском сотрудников на HeadHunter. Собираем отклики со всех сайтов вакансий, где могут оказаться интересные нам люди. Шире воронка на входе — лучше результат на выходе.
Когда приходится искать людей вне сайтов вакансий, отправляем им ссылку на гугл форму. Человек заполняет анкету и попадает в нашу HR-воронку.
Как только на почту приходит письмо с сайта вакансий или из HR-формы, в CRM автоматически появляется карточка задачи. При этом кандидату на почту уходит письмо с приветствием и предложением пройти тест.
Соискатель проходит тестирование, и в карточке Jira появляется уведомление с ответами. Если результат нас устраивает, в один клик отправляем письмо и продвигаем человека на следующих этап воронки. Если кандидат нас не устраивает, жмем «отказ» и ему приходит другое письмо. Нет жалоб формата «они мне даже не ответили», которые часто негативно влияют на бренд.
Можно предвидеть лишь кратковременные изменения; поступки и успехи довольно точно предсказываются, исходя из предшествующего поведения и прошлых успехов. Я не отрицаю значимость всех тестов, какие есть, — если какой-либо позволяет предсказывать важный итог с достоверностью 0,20 или 0,30, его следует использовать. Но не стоит ждать большего. Аналитики с Уолл-стрит, которые надеются превзойти рынок в предсказании цен на будущее, ошибаются почти всегда. Также не рассчитывайте на экспертов, выдающих долгосрочные прогнозы, хотя они и могут поделиться ценным советом относительно ближайшего будущего. Граница, которая отделила бы предсказуемое будущее от непредсказуемого, пока еще не установлена.
Даниэль Канеман «Думай медленно… Решай быстро»
Мы не пытаемся прогнозировать долгосрочную отдачу от будущего сотрудника. Считаем, это невозможно и бесполезно. А отсеять кандидатов, которые нам не подходят в моменте, можно при помощи простых HR-тестов.
О том, почему мы позже отказались от тестов, написали в статье.
После отклика на вакансию кандидату автоматически приходит ссылка на тест. В зависимости от результата мы в два клика отправляем шаблонный ответ. Раньше использовали 3 опросника профилирования личности. Потом заметили, что третий тест никак нам не помогает и оставили два.
Тестирование — это простой способ экономии времени. Если сейчас у вас HR-менеджер собеседует соискателей по скрипту, звонки легко заменить опросником. Заполнить форму и рассказать о себе может каждый. Рекрутер не тратит свое время на типовые рутинные задачи. Он быстро обрабатывает готовую информацию о кандидатах и занимается действительно важными делами.
Если соискатель не готов уделить 30-60 минут тестированию, значит, он не заинтересован в трудоустройстве. Считаем, HR-специалист или руководитель не должны тратить время на таких кандидатов.
Когда соискатель успешно прошел тестирование, он попадает на интервью. В CRM автоматически создается соответствующая задача. Предварительно приходит напоминание со ссылкой на онлайн-конференцию.
Мы проводим собеседование в два этапа. Сначала с кандидатом общается руководитель компании. Второй этап — интервью с техническим специалистом на пригодность к профессии.
Каждый этап прохождения кандидатом HR-воронки отображается в Jira — все происходит быстро и наглядно. Исключена потеря ценных кадров по невнимательности.
Кандидат мог ловко заполнить резюме и попадал на собеседование. В процессе интервью выяснялось, что он ничего собой не представляет, а заслуги в анкете сильно преувеличены. Мы много времени тратили на общение с такими болванами.
Сейчас подобные хитрости вскрываются на этапе тестирования. HR-воронка значительно сужается уже после этого этапа. Не нужно проводить бесполезные собеседования.
Мы не всегда понимали, хорошо работает рекрутер или плохо. Он постоянно был чем-то занят, но метрик оценки эффективности не было.
Сейчас по каждому этапу HR-воронки у нас есть отчет: количество откликов, пройденных тестов, назначенных собеседований и т.д. Если за неделю поступило лишь 5 заявок, а сотрудник говорит, что ничего не успевает — это как минимум странно.
Было много нестыковок и путаницы. Часто слышали от сотрудников: «я потерял письмо», «не увидел отклик», «забыл про интервью» и т.д.
Сейчас подобные ошибки исключены. Вся информация сразу попадает в CRM-систему, в которой мы работаем каждый день. Это помогает оптимизировать рабочие процессы, время сотрудников и не сливать бюджеты впустую.
В марте 2020 года команда HeadHunter опубликовала исследование, касающееся автоматизации рекрутмента в российских компаниях. Оказывается, что найм сотрудников пока автоматизирует только треть опрошенных руководителей. При этом средние по численности предприятия менее технологичны.
Когда HR-специалистов спросили, как автоматизация влияет на эффективность подбора кадров, они отметили положительный результат:
Мы можем что угодно думать о новых инструментах развития бизнеса, но с цифрами не поспоришь. Автоматизация — это наше будущее. Вы можете внедрить ее прямо сейчас — начать экономить время и деньги. А можете продолжить работать по-старому — упускать ценных сотрудников и тратить впустую ресурсы компании. Решение только за вами.
Никакого спама, только анонсы новых статей
ИП Гришанин Кирилл Олегович
ИНН 774313842609
Б. Новодмитровская ул., 36, стр. 12, вход 6,
Москва, Россия, 127015
Ahad Ha'am 54,Tel Aviv-Yafo,Израиль