Обучающие материалы для стажеров на No Code

January 20 2019

Стажировка в WB—Tech

Привет!

Здесь ты найдешь материалы для обучения по направлению No Code / Low Code.

Если появились вопросы, пиши в Slack в канал #nocode. Надеемся, ты справишься и станешь частью команды.

Успехов в обучении!

Думай как компьютер

Программист должен научиться думать как компьютер. Все задачи нужно разбивать на небольшие подзадачи, которым легко следовать и которые невозможно понять неправильно.

Думай как робот

Представь себе кафе с роботом официантом. Поскольку у робота бесхитростный компьютерный мозг, ему нужно объяснить, как доставлять блюда с кухни посетителям, ожидающим в обеденном зале. Сперва эту проблему нужно разбить на простые, понятные компьютеру подзадачи.

Программа #1 для робота официанта

  1. Взять еду.
  2. Идти из кухни к столу посетителя.
  3. Положить еду.

Следуя этой программе, робот берет еду с тарелки, вламывается из кухни в обеденный зал прямо сквозь стену и кладет еду на пол. Этот алгоритм составлен недостаточно подробно. Инструкции слишком неоднозначны: мы забыли объяснить роботу, что идти нужно через дверь. Людям это показалось очевидным, но компьютеры не умеют думать сами.

Программа #2 для робота официанта

  1. Взять тарелку с едой.
  2. Идти из кухни к столу следующим образом.
    1. Идти к кухонной двери.
    2. Идти от двери к столу посетителя.
  3. Поставить тарелку на стол посетителя.

На этот раз мы сказали роботу, чтобы он шел через кухонную дверь. Так он и делает, но затем натыкается на местного кота, падает и разбивает тарелку. Робот не знает, как быть с препятствиями (вроде кошек). Чтобы он мог безопасно перемещаться, программа должна содержать еще более подробные инструкции.

Программа #3 для робота официанта

  1. Взять тарелку с едой и держать ее ровно.
  2. Идти из кухни к столу посетителя следующим образом.
    1. Идти к кухонной двери.
      • Если замечено препятствие, обойти его.
    2. Идти от двери к столу посетителя.
      • Если замечено препятствие, обойти его.
  3. Поставить тарелку на стол посетителя.

Наконец-то робот смог благополучно доставить еду. Но мы забыли сказать ему, что потом нужно вернуться на кухню за новой тарелкой.

Пример из жизни

Может наш робот-официант и выдуманный, однако алгоритмы такого типа встречаются повсюду. Например, управляемый компьютером лифт имеет дело со схожими проблемами. Вверх или вниз ему следует двигаться? На какой этаж ехать?

  1. Ждать до закрытия дверей.
  2. Ждать нажатия кнопки.
    1. Если нажата кнопка этажа выше текущего.
      • Начать движение вверх.
    2. Если нажата кнопка этажа ниже текущего.
      • Начать движение вниз.
  3. Ждать пока этаж не будет соответствовать нажатой кнопке.
  4. Открыть двери.

Чтобы лифт работал правильно и безопасно, каждый шаг программы должен быть точным, понятным и учитывать все возможные случаи. Программисты должны убедиться, что они составили подходящий алгоритм.

Точно также вы будете работать в сервисах автоматизаций типа Zapier и Integromat. Правильно составленный алгоритм залог успеха.

Zapier

Zapier — это платформа, которая заставляет взаимодействовать веб-приложения друг с другом. С ее помощью можно настраивать ежемесячное, еженедельное или ежедневное выполнение процессов по схеме «Если случилось X, то нужно совершить Y» без какого-либо программирования. Эти взаимодействия носят названия «Zap-шаблонов».

Например:

  • «Если добавилась новая заметка в Evernote, то нужно сохранить ее в Dropbox».
  • «Если добавился новый адрес в список рассылки MailChimp, то нужно внести его в Google Контакты».
  • «Если добавился новый лист в документ Excel, TO нужно скопировать его в Google Spreadsheet».

Доступны и более тонкие настройки. Например, для ежедневных действий может быть указано конкретное время суток и установлен пропуск выходных.

Для использования Zapier не нужно писать код самому или ждать, пока программисты найдут время заняться интеграцией. Настройка осуществляется достаточно быстро и просто. Все, что необходимо сделать пользователю, это:

  1. Зарегистрироваться.
  2. Зайти в личный кабинет и нажать «Make a Zap!».
  3. Выбрать запускающее приложение (из которого будут отправляться данные для Zap-шаблонов) и исполняющее приложение (в которое будут отправляться данные Zap-шаблонов).
  4. Выбрать событие (trigger), которое возникает в запускающем приложении.
  5. Указать действие (action), которое должно произойти в исполняющем приложении в результате этого события.

В Zapier реализована структура, разбивающая сервисы по категориям: она очень облегчает выбор нужных приложений. Также есть раздел с подборками популярных запов, которые требуют лишь небольшой настройки под пользователя, сразу после чего будут готовы к использованию.

Текст взят с отличной статьи на vc. Подробнее читай здесь.

Триггеры

В Zapier каждая автоматизация (Zap) начинается с блока-триггера. Они запускают наш скрипт при определенных событиях — например, если произошло обновление строки в таблице, или мы получили письмо от определенного круга адресов, или просто по заранее заданному расписанию (каждый вторник в 10 часов утра).

Триггер в автоматизации всегда только один.

После блока-триггера идут блоки-события (действия), которые выполняются последовательно.

Простые циклы

Цикл — часть программы, повторяющаяся снова и снова. Цикл в запире не может быть бесконечным. Максимальное количество итераций (повторений) цикла 500. Подробно про циклы в запире вы можете прочитать по ссылке.

Переменные

Переменной называют именованное место для хранения информации. К переменным в Zapier можно обращаться из любого запа, не только из того, где вы устанавливаете значение переменной. Например, в переменной вы можете установить номер договора, номер строки или вообще уникальный секретный ключ или пароль для использования в будущем.

  1. Переменную можно создать в действии Storage.
  2. Далее выберите Set value.
  3. Придумайте ключ переменной (название) и заполните value (значение).
  4. Для того чтобы обратиться к этой переменной вы должны создать действие Storage и выбрать Get value.
  5. Укажите точный ключ переменной и протестируйте результат.

Более подробно прочитать про переменные в запире вы можете по ссылке.

Вычисления и преобразования

Zapier может не только хранить числа или данные в переменных, но и преобразовывать их с помощью действия Format. Это одно из главных, часто встречающихся действий в нашей работе.

  • В действии Format для математических преобразований нужно использовать подвыбор Numbers. Вы можете складывать, делить, умножать числа в этом действии.
  • Для текстовых преобразований нужно использовать подвыбор Text. Частые действия которые мы используем — это split, find, replace.

Фильтры и фильтрация путей

Если есть одна ситуация, при которой часть действий должна выполняться только при определенных условиях — используйте В действие Filter.

Если есть разные ситуации, которые должны выполняться при определенных действиях — используйте действие Path. Действие Path может создаваться только в конце запа.

В фильтрах можно использовать разные условия или сравнения. Можно сравнивать числа, можно поставить условия на совпадения текста или содержание определенного слова или фразы в текстовой строке. Подробно про эти действия можно прочитать по ссылке.

Ресурсы для изучения

The Zapier quick-start guide

Первичный мануал Zapier по основам сервиса.

Automation for small businesses: Do more with the software you use every day

Базовые сферы применения Zapier для малого бизнеса.

Zapier University, Course 101

Основной курс Zapier. Просмотреть все видеоуроки. Особенно внимательно изучить уроки 14-22 (сервисные действия запира типа Format, Delay, Search, Filter, Path).

How to Do Anything in Apps

Тоже очень полезно для изучения, обязательно потребуется для создания автоматизаций.

Раздел Help

Текстовые статьи почти все содержаться в разделе help.

Изучить Create Zaps, Manage Zaps в обязательном порядке.

Дополнительно

  1. Помимо вышеуказанных ссылок, посмотри, что может быть интересно в разделе The Learning Center Zapier.
  2. Активно пользоваться хелпом, форумом и помощью коммьюнити — оно очень отзывчивое.

Помни, все ответы на твои вопросы уже давали другим людям, и твоя проблема не уникальна.

API

Без API никуда.

Ресурсы для изучения

Материал от Zapier

Входит в The Learning Center Zapier.

Лекция бэкенд разработчика WB—Tech

Видео-лекция Димы Синицкого про API.

Webhooks

Тут тоже придется разобраться. Вебхуки — наше все!

Вебхуки — это пользовательские HTTP запросы. Webhook также используется для того, чтобы различные системы могли обмениваться друг с другом информацией. Это можно использовать, получая данные из внешних систем, которые не связаны с Запиром. Или же наоборот такими действиями можно передавать информацию между разными запами или запускать их.

Вебхук в Запире может быть триггером. То есть когда мы получаем вебхук извне или от самого запира — это запускает автоматизацию.

Вебхуки также можно использовать для создания циклов, если триггером поставить получения вебхука, а последним действием отправление вебхука на адрес триггера. Изучите подробно данную страницу.

Ресурсы для изучения

Материал от Zapier

Входит в The Learning Center Zapier.

Лекция бэкенд разработчика WB—Tech

Видео-лекция Никиты Якубенко про Webhooks.

Google Sheets

Большинство автоматизаций хранят базы данных в таблицах (Google Sheets, Airtable и под.) или в таск-менеджерах/CRM. В первую очередь необходимо отлично разбираться в таблицах.

Ресурсы для изучения

The Ultimate Guide to Google Sheets

Входит в The Learning Center Zapier.

Простейшие действия, с которыми нужно уметь работать

  • Использование фильтров.
  • Проверка и защита данных от изменения.
  • Условное форматирование.
  • Функция разделения данных (SPLIT).
  • Сводные таблицы.
  • Функции: ВПР(VLOOKUP), Возвращения строки, Сцепления, Если.

Дополнительная литература

Scratch и Python

Программирование для детей. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python. Авторы: Кэрол Вордерман, Джон Вудкок, Шон Макаманус.

Автор статьи

Подпишитесь на блог WB—Tech

Никакого спама, только анонсы новых статей

    Последние статьи

    Миграция внутренних пользователей Jira в новую директорию с сохранением данных об активности

    Рассказали, как осуществили перенос пользовательских данных из Jira (Internal Directory) в директорию Microsoft Active Directory.

    Как эффективно хранить и актуализировать корпоративные данные средствами low/no-code

    Рассказали, как организовали поток HR-данных, чтобы оргструктура и бонусно-бухгалтерские расчеты всегда были актуальны.

    Мало кода, больше результативности: платформы low-code и no-code

    О low-code и no-code платформах, примерах использования и разбор нужно ли быть программистом.

    ИП Гришанин Кирилл Олегович
    ИНН 774313842609

    Коворкинг Starthub

    Б. Новодмитровская ул., 36, стр. 12, вход 6,
    Москва, Россия, 127015

    Коворкинг Wework

    Ahad Ha'am 54,Tel Aviv-Yafo,Израиль

    © 2023 WB—Tech. Мы разрабатываем уникальные решения для компаний из России, США и Европы.