Когда в компанию приходит новый член команды, его нужно быстро познакомить с процессами, объяснить, как мы работаем, передать ему регламенты и проверить, все ли он правильно понял. Это долго.
Чтобы каждый раз ничего не придумывать заново, мы сделали онбординг:
Прописали регламент, чтобы любой человек мог справиться с этим — например, если менеджер по онбордингу в отпуске.
Сделали шаблоны писем, инструкции и чек-листы — менеджеру не нужно вспоминать нюансы.
Максимально автоматизировали процесс — новичок двигается по готовой карте, объем переписки минимальный, а скорость и эффективности максимальные.
Шаг 1. Старт
Тот, кому поручено провести онбординг, получает данные нового члена команды от HR: email, имя, фамилию, должность, список проектов для него. Затем присылает новенькому приглашение в рабочий чат (Slack) — все общение будет происходит только в рабочем мессенджере. Как только это происходит, запускаются параллельные цепочки событий в Zapier.
Zapier — это сервис для связи разных приложений. Он собирает данные и по настраиваемым триггерам запускает события. Например, ему можно сказать: когда появилось новое письмо, отправь мне текст на другой адрес, картинки сохрани в облако, а моему коллеге скажи, что я взял письмо в работу. Цепочки действий ограничены вашей фантазией.
Через Zapier мы сделали бота, который управляет всем процессом. Триггер для старта — отправка новичку письма для регистрации в Slack. После бот сразу отправляет на почту приглашение в таск-менеджер (Jira) и приветственное сообщение в чат.
Приветственное сообщение новому сотруднику в рабочем чате.
Такое сообщение — первый шаг для работы с нашей системой:
«WB—Tech: начало работы» — это файл с описанием общих процессов и принципов нашей компании. Например, там есть раздел с контактами, чтобы новичок понял, как и где можно найти конкретного специалиста.
Должностной регламент — в этом облаке есть папки с ролями. Там должностные инструкции для каждой специальности внутри компании и важные нюансы. Например, там есть и инструкция для менеджера по онбордингу.
Jira — это таск-трекер, в котором находятся все задачи команды.
Как только новичок зарегистрируется в рабочем чате, бот отправляет сообщение и менеджеру по онбордингу с чек-листом его действий.
Список действий менеджеру для онбординга сотрудника.
Дальше расскажем, что означают все эти ключи и функции.
Получается, бот выполняет три действия одновременно:
присылает приветственное сообщение в Slack новичку;
отправляет менеджеру чек-лист по онбордингу;
делает новичку приглашение в Jira.
Пока менеджер занимается доступами и задачей в таск-трекере (Jira), бот уже отправил финансовому директору сообщение о появлении нового члена команды и добавил его в финансовый сервис (Финолог). Там нужно заполнить данные по новенькому, чтобы не было проблем с финансовыми и бухгалтерскими процессами.
Шаг 2. Все по шаблону
Чтобы поставить задачу-знакомства в Jira, менеджеру не нужно ничего придумывать заново, нужно просто использовать шаблон из регламентов.
Менеджер ставит первую задача новенькому в таск-трекер — Изучить регламент WB—Tech.
Менеджер может просто скопировать текст из шаблона в Jira. Новичку удобно — он знакомится с нашими процессами и заодно разбирается в интерфейсе трекера, если до этого не сталкивался с подобными сервисами. Мы же видим, сколько времени это заняло.
Шаг 3. Добавление новичка в проекты Jira
Шаг, который невозможно автоматизировать до конца, потому что он каждый раз уникальный — менеджеру нужно отправить новичку список ссылок на проекты в Jira, в которых он будет работать. Саму рассылку сделает бот, но его придется попросить об этом — через функцию Push to Zapier в Slack сказать ему электронный адрес члена команды и ключи проектов.
Список ключей у менеджера уже есть — они пришли еще в первом чек-листе онбординг. Когда менеджер закончит, новенький получит автоматическое письмо со всеми ссылками.
Бот отправляет сообщение новичку с уникальным списком проектов.
Шаг 4. Проверка и собеседование
Последние этапы онбординга. Сначала нужно выяснить, насколько был внимателен новый член команды, во всем ли он разобрался. Для этого есть чек-лист.
Менеджер смотрит, как новичок провел задачу по статусам, верно ли он заполнил профиль в Slack и в Jira, записал ли время, потраченное на задачу. Фиксирует, где новенький задавал вопросы. Если в самой задаче или в каналах Slack — хорошо. В личных сообщениях — плохо.
Дальше созвон. Снова не нужно ничего придумывать, достаточно идти по готовым пунктам:
Менеджер рассказывает, зачем нужны регламенты, чем они помогают команде.
Комментирует процессы — как выполнил первую задачу новичок, какие пункты вызвали сложности, какие вообще не сделал.
Проговаривает, где искать задачи и проекты, зачем нужна личная доска и по какому принципу на ней появляются задачи, что такое карточка члена команды и в каком случае в нее записывать время, какие есть способы записать время.
Если нужно, отвечает на все вопросы.
Онбординг у нас — это гибкий процесс. Мы собираем обратную связь от новичков, прорабатываем узкие места и меняем алгоритм. Как вам кажется, что еще можно автоматизировать и упростить?
P.S. Если хотите сократить время вовлечения новичка в команду до 1 дня и сделать процесс автоматизированным, напишите нам.