Исследование пользователей мобильных устройств в Московском метро
October 09 2012
При подготовке бизнес-плана для стартапа я столкнулся с проблемой — нет данных, кто и как использует смартфоны в России. В то же время в США портрет пользователя мобильных устройств известен очень подробно.
Чтобы решить эту проблему, я сделал собственное исследование в самом большом скоплении людей в Москве — метро.
Методика
Данные собирал с 3 по 29 сентября 2012 года. В выборку вошло 205 человек. Преимуществом исследования стало то, что данные можно снимать без диалога с респондентом.
Почти каждый день, кроме воскресенья, на протяжении месяца с 10 часов утра до 22 часов вечера я смотрел, чем занимаются люди в мобильных. С каждого респондента снимал 8 параметров. Чтобы стать респондентом, человеку нужно было сидеть с телефоном в руках не менее 5 минут и непрерывно его использовать.
Показатели исследования
Тип устройства: смартфон, планшет, ридер.
Производитель устройства: HTC, Apple, Samsung, остальные. Nokia, Sony, LG составили незначительную долю от общего числа устройств, поэтому не выделены в отдельные группы.
Тип потребляемого контента: игры, книги, видео, аудио, локальные приложения, социальные приложения, просмотр сети.
Пол.
Возрастной диапазон. Оценивался примерно — максимально и минимально возможный возраст в пределах 10 лет.
Дата и московское время.
Продолжительность контакта с устройством. Фиксировалась в минутах с точностью до 5 минут: либо точно, либо с отклонением в большую или меньшую сторону, если свидетель и респондент входили или выходили из вагона в разное время.
Направление движения поезда по отношению к центру.
Оценка количества людей в вагоне
Для оценки доли потребителей мобильного контента от общего числа людей необходимо было рассчитать общий пассажиропоток на маршруте, где проводилось исследование (от ст. Речной вокзал до ст. Тверская).
Пассажиропоток рассчитывался в интервале с 13 до 14 часов, когда вагоны легко просматриваются.
Для расчета использовалась формула:
8 * x = N * w / 3 * (20 * 60 * 2 / t)
8 — количество вагонов в одном поезде;
x — суммарный пассажиропоток в одном вагоне за 20 минут поездки;
N — среднесуточный суммарный пассажиропоток по маршруту (данные брал из отчета метрополитена за 2011 год);
w — доля пассажиропотока в зависимости от времени суток;
t — интервал отправления поездов в зависимости от времени суток, в секундах;
N * w / 3 — пассажиропоток за 20 мин одной поездки по всем поездам;
20 * 60 * 2 / t — количество поездов, отправившихся за 20 минут в обе стороны.
Результаты
Оказалось, что всего 7% москвичей активно используют мобильные устройства в метро для чтения, просмотра видео, игр.
Смартфоны используют в 2 раза чаще, чем читалки, и в 3 раза чаще, чем планшеты.
Устройства компании Apple использует каждый третий.
Поколение 80-х — самые активные пользователи мобильных устройств.
Интересен провал группы 30 ± 5 лет. Вероятно, это связано с тем, что данная группа хуже всего представлена в метрополитене и передвигается в основном на автомобиле. К сожалению, данных для опровержения или подтверждения этой гипотезы не обнаружено.
Половина респондентов читают, треть играют.
Приятно воплощать свои идеи, но не всякая идея будет пользоваться успехом у пользователей. Прежде чем браться за проект обязательно проводите предпроектное исследование.
Если хотите проконсультировать и проверить свою бизнес-идею, напишите нам.
Кейс будет полезен всем, кто управляет проектным бизнесом. Рассказали, как сделать отчетность, в которой отражено главное — прибыльность каждого сотрудника, задачи и проект.