Численность персонала и ресурсоемкость — факторы, влияющие на доходность вертикальной фермы. В этой статье мы поделимся мнением о сокращении расходов в интеллектуальном земледелии за счет внедрения автоматизации и качества данных. А также ответим на главный вопрос: Как повысить рентабельность фермы в 2025 году.
Население планеты растет — по оценкам ООН, его численность к 2050 году достигнет 9,8 миллиарда человек, а уже в 2100 году нас будет 11,2 миллиарда: традиционные источники продовольствия перестанут удовлетворять потребности всех.
Решением может стать вертикальное земледелие, первые успехи которого мы сейчас наблюдаем. По всему миру люди ежедневно употребляют продукты, массово выращенные в старых транспортных контейнерах и на переоборудованных складах.
Внешняя сторона вертикальных ферм очень привлекательна: они позволяют круглый год возделывать зелень, фрукты и овощи без пестицидов, экономя пространство, ресурсы и время. Вместе с тем, несмотря на потребительский спрос и активные инвестиции, на рынке по-прежнему мало продукции, произведенной по новой технологии.
Навигация по статье
Проблема отрасли — операционные расходы
Как автоматизация может увеличить рентабельность вертикальной фермы
Основа экономии — точные данные
Реальная информация для принятия решений
Удобное распределение ролей и коммуникация
Круглосуточное наблюдение и сигнализация
Причина становится понятна, если заглянуть в индустрию чуть дальше рекламы: в настоящее время вертикальное фермерство не является гарантированно рентабельным бизнесом.
Основной вызов, с которым сталкиваются компании — при высокой затратности производства их продукт не решает актуальных проблем. Если вы напрямую не связаны с продовольственной безопасностью и земельным вопросом, то в вертикальном земледелии нет острой необходимости. Это стартап с вроде бы очевидным потенциалом, но опередивший свое время.
Исследования показывают — внедрение интеллектуальных ферм оправдано в двух случаях:
Проще говоря: классические технологии доступнее и дешевле, а «новые фермеры» тратят больше, чем зарабатывают. При традиционно низкой цене на с/х продукцию, операционные расходы на этом рынке довольно высоки и составляют 80-90% от общего объема:
В результате, по разным оценкам, себестоимость «салата» на выходе оказывается в десятки раз выше, чем закупочная цена конечных потребителей — ресторанов и продуктовых сетей.
Как с этими данными коррелирует цифровая трансформация? Ниже представлена таблица, демонстрирующая уровни автоматизации на существующих вертикальных фермах. Ее удобно использовать для понимания текущего положения и потенциала вашей компании.
Согласно исследованиям большинство коммерческих вертикальных ферм находятся на 2-м уровне (базовый рост и автоматизация). Небольшому числу хозяйств удалось выйти на 3-й уровень (конвейерная автоматизация). Лишь единицы из числа наиболее капиталоемких предприятий смогли перейти с 3-го на 4-й (адаптивная автоматизация).
Вывод: чем выше уровень автоматизации, тем меньше персонала требуется для обслуживания фермы и тем проще оптимизировать потребление ресурсов (воды, людей, энергии, денег).
В процессе работы с заказчиками мы проанализировали множество различных решений и пришли к выводу: автоматизация действительно способна изменить рентабельность вертикальной фермы. Однако для этого необходимо повысить качество и точность данных, полученных в результате отслеживания процессов производства и продаж.
По мере роста компаний (масштабирование инженерных сетей, увеличения каналов сбыта) систематизация разрозненной информации становится все более сложной задачей. Тем не менее именно консолидация и очистка данных, которыми оперируют системы управления и анализа, должны стать приоритетом, если мы надеемся оптимизировать урожайность.
Это утверждение справедливо независимо от того, о чем идет речь: о новой CRM-системе, которая отвечает за клиентский сервис, или о централизованной ERP-платформе, управляющей ресурсами, остатками на складах, логистикой и персоналом.
Оперируя точными данными, вертикальные фермы получают сразу несколько важных преимуществ.
Планируете поднимать продажи, для расчетов нужны точные данные о заказчиках. Хотите понять целесообразность внедрения нового питательного раствора, понадобится информация об эффективности текущего. Нуждаетесь в дополнительных помещениях для склада, не обойтись без отчета о запасах и логистике. Качественная информация увеличивает вероятность правильных решений, и наоборот.
Благодаря сенсорам IoT, контролирующим условия на ярусах с рассадой и позиционирование персонала, автоматическая платформа умеет находить слабые места и помогать в их оптимизации. Например:
Для эффективности анализа программное обеспечение предоставляет многоуровневый доступ к данным и совместному редактированию в рамках популярных форматов — MS, DOC, JPEG, PNG, XLS, SCV, PDF и т. д.
Каждый юнит в системе имеет собственный кабинет с уникальным набором функций и правами доступа.
Внедрение ERP-платформы упрощает взаимодействие и координацию между подразделениями как внутри предприятия, так и во внешнем мире — с поставщиками, заказчиками, подрядчиками.
Напоминания и срочные уведомления генерируются автоматически. Система непрерывно контролирует жизненную среду растений и моментально сообщает ответственному сотруднику об изменении условий.
При необходимости платформе можно делегировать права активации дополнительных устройств и периферии, для самостоятельного управления параметрами — температурой, влажностью, освещением. Это уже пятый уровень автоматизации (самодостаточность системы).
Используя данные истории и отраслевые стандарты для моделирования процессов, платформа прогнозирует сроки и объем урожая, сопоставляя их с затраченными ресурсами. Сравнивая текущие показатели с целевыми, персонал получает точное представление об эффективности производства.
Опция позволяет заранее корректировать стратегию производства, не дожидаясь наступления критической ситуации, например, образования излишков продукции на складе.
Далее мы рассмотрим один из наших недавних кейсов по созданию ERP-платформы для российской компании, занимающейся выращиванием салатной зелени по вертикальной технологии.
Ключевая задача, озвученная заказчиком, — разработка и внедрение в структуру предприятия централизованной системы управления ресурсами. Цель проекта — сокращение расходов на производство, средство — перевод технологических и бизнес-процессов компании в автоматический режим.
Одним из базовых требований к новой системе была максимальная простота в настройке и масштабировании, чтобы персонал, не владеющий навыками программирования, мог самостоятельно создавать инструменты для решения внутренних задач. Именно поэтому для реализации проекта был выбран low code-подход (визуальное моделирование).
ERP с low code предлагает тот же арсенал решений, что и обычная разработка, но снижает требования к профессиональному уровню пользователей, благодаря чему большую часть тактических изменений системы могут выполнять обычные сотрудники компании.
Технический потенциал визуального моделирования не уступает возможностям классического программирования, а созданная при помощи low code платформа имеет ту же функциональность.
При этом объективными преимуществами «низкого кода» являются скорость, гибкость и относительно невысокая стоимость разработки.
Важно! Как правило, количество требований со стороны заказчика увеличивается пропорционально включения в процесс различных отделов компании. Это приводит к задержкам в работе, так как вынуждает каждый раз заново проходить этап согласования.
Имея опыт разработки IT-продуктов и понимая особенности взаимодействия сторон, мы рекомендовали стейкхолдеру заранее подумать о введении в проект ответственного специалиста со стороны заказчика, в обязанности которого будет входить обработка и систематизация запросов.
Задача первого этапа — создание пользовательских сценариев (user-flow) и прототипа системы. Благодаря этому мы можем демонстрировать клиенту процесс разработки, получая актуальные рекомендации относительно функциональности и дизайна платформы.
Также на этом этапе оцениваются ресурсы, составляются смета и дорожная карта проекта.
Предпринятые шаги по реализации плана:
По результатам анализа текущей системы формируется архитектура новой платформы, можно приступать к визуализации.
Формирование интерактивного макета будущей платформы, который позволяет получить верхнеуровневое представление о функциональности и жизнеспособности платформы.
Процесс включает:
По результатам этапа заказчик получил возможность протестировать удобство взаимодействия с платформой. Ниже примеры модулей, сценарии которых отработаны на этапе прототипирования.
Инструмент открывает доступ к статистическим срезам системы. С его помощью менеджеры и технический персонал могут отслеживать любые измеряемые процессы: нагрузку на оборудование, расход электроэнергии, условия физической среды на гектарах, фактические и планируемые объемы производства и продаж, складские остатки
Информация отображается в виде настраиваемых виджетов, с возможностью фильтрации параметров, изменений размеров и положения блоков на экране и конфигурации их содержимого.
Чек-лист — список заданий для персонала, которые необходимо выполнить в заданный период: от проращивания семян до упаковки. Таким образом, ответственные за производство могут контролировать статус абсолютно любых процессов и при отставании от графика, менять приоритеты отслеживания.
После проверки и согласования гипотез начались работы по внедрению и тестированию MVP (ранней версии продукта) платформы в реальных условиях. Такой подход позволил за относительно небольшой бюджет получить рабочую модель системы с возможностью поэтапного масштабирования отдельных функциональных блоков.
Заказчик доволен сотрудничеством, и в данный момент мы переходим к следующей фазе, в рамках которой планируем сделать выводы по масштабированию развитию системы с акцентом на интеграцию модулей складского учета, транспортной логистики и внутреннего месседжинга.
Внедрение ERP-платформы на базе low code позволяет решить проблему ресурсоемкости вертикальной фермы быстро и без глобальных финансовых вложений. За короткое время заказчик получает жизнеспособные версии приложений для управления вегетацией, оборудованием, ресурсами, персоналом, логистикой и продажами.
Обновленные интерфейсы позволяют персоналу принимать более взвешенные решения, поставляя актуальную и точную информацию о работе из различных источников, помогая выявлять области, требующие улучшения, сокращать расходы и увеличивать прибыль. Автоматизированная система упрощает отслеживание ключевых показателей эффективности (KPI) и мониторинг прогресса в достижении целей, что приводит к повышению производительности.
Получить предложение по разработке такого же решения и рекомендации по оптимизации процессов вертикального земледелия при помощи цифровой трансформации, можно здесь.
Никакого спама, только анонсы новых статей
ИП Гришанин Кирилл Олегович
ИНН 774313842609
Б. Новодмитровская ул., 36, стр. 12, вход 6,
Москва, Россия, 127015
Ahad Ha'am 54,Tel Aviv-Yafo,Израиль